13 апреля 2022 г. на базе МАОУ СОШ № 37 г. Томска состоялся семинар-практикум «Технологии профилактической работы с учениками, имеющими признаки деструктивного поведения» в рамках стажировочной площадки «Конструктивное педагогическое взаимодействие с учениками, имеющими признаки деструктивного поведения»
На семинаре-практикуме Баянова Т.А., педагог-психолог МАОУ гимназии № 13, дала характеристику видов и признаков деструктивного поведения у детей и алгоритмы действий с детьми «группы риска», а также поделилась опытом реализации разработанной в гимназии программы профилактической работы с детьми «группы риска». Наац С.Ф., педагог-психолог МАОУ СОШ № 37, рассказала о психологических эффектах, которые можно использовать в работе с детьми «Группы риска», а Золотых Н.А., Кузнецова О.В., Ситник М.В. и Давыдова Л.А., учителя МАОУ СОШ № 37, поделились опытом применения данных психологических эффектов в своей педагогической практике.
Материалы семинара-практикума:
- Презентация «Характеристика деструктивного поведения: виды, признаки, алгоритмы действий», Баянова Т.А., педагог-психолог МАОУ гимназии № 13 г. Томска.
- Презентация «Технологии профилактической работы с группой учащихся, имеющих низкую мотивацию и интерес к школьным занятиям», Наац С.Ф., педагог-психолог МАОУ СОШ № 37.
- Карта наблюдений Д. Стотта.
- Карта выявления видов деструктивного поведения.
- Алгоритм действий с обучающимися «группы риска».
- Программа «Система деятельности педагогического коллектива гимназии по поддержанию психологически безопасной и комфортной образовательной среды для всех участников образовательного процесса». Баянова Т.А., педагог-психолог, Юдина Н.Н., зам. дир. по ВР МАОУ гимназии №м13 г. Томска.
- Упражнение «Нужные нам люди».
- Упражнение «Посеешь поступок – пожнешь привычку».
- Чек-лист «Психологические эффекты в практике педагога».
- Чек-лист _1 «Снятие негативных эмоций».
- Чек-лист _2 «Снятие негативных эмоций».
30 марта 2022 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялся семинар-практикум «Состояние учителя – главный ресурс в образовании» в рамках стажировочной площадки МАОУ СОШ № 54 «Профилактика деструктивного поведения детей и подростков в современных условиях»
На втором семинаре-практикуме педагоги-психологи Шмыга Е.Н. и Марцева И.Г. рассказали о том, что такое ресурсное состояние педагога, почему оно так важно, и как нужно активизировать личностные ресурсные состояния педагогов, а учителя Кутепова Т.А. и Нечаева Н.А. поделились опытом использования различных технологий для профилактики эмоционального выгорания.
Запись семинара-практикума доступна по ссылке: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=4303/
Материалы семинара-практикума:
- Презентация «Состояние учителя – главный ресурс в образовании»,Шмыга Е.Н., Марцева И.Г., педагоги-психологи МАОУ СОШ № 54.
- Мультфильм.
16 марта 2022 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялось заседание Школы передового опыта «Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» по теме «практика применения нейропсихологического подхода в работе с детьми школьного возраста»
На заседании Рыжакина Елена Сергеевна, педагог-психолог МАОУ лицея № 7, представила свой опыт работы по использованию нейропсихологического подхода в диагностической и коррекционной работе с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Запись заседания ШПО доступна по ссылке: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=4254/
Презентация «Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста», Рыжакина Е.С., педагог-психолог МАОУ лицея № 7 г. Томска.
Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте», 2-е издание. Изд-во «Питер», 2008.
Л.С. Цветкова «Методика нейропсихологической диагностики детей» (издание 4-е, исправленное и дополненное). — М.: Педагогическое общество России, 2002.
Л.С. Цветкова «Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом»
16 февраля 2022 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялся семинар-практикум «Школьный план действий как практический инструмент реализации оптимальной стратегии общения с ребенком в ситуации нарушения дисциплины» в рамках стажировочной площадки «Педагогическое управление дисциплиной в классе»
На третьем, заключительном семинаре-практикуме учителя начальных классов Хилькевич С.В. (МАОУ СОШ № 44), Перевозчикова О.Ю. (МАОУ СОШ № 35) и педагоги-психологи Мальцева Г.А. (Школа «Эврика-развитие»), Казакова Е.С. (Школа «Перспектива») представили свой опыт работы (кейсы) по реализации Школьного плана действий в ситуации нарушения дисциплины в классе. Карнаухова Т.А., педагог-психолог МАОУ СОШ № 44, подвела итоги работы стажировочной площадки.
Запись семинара-погружения доступна по ссылке: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=4143/
Материалы семинара-практикума:
Презентация «Составление школьного плана действий – практического инструмента реализации оптимальной стратегии общения с ребенком в ситуации нарушения дисциплины».
26 января 2022 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялся семинар «Комплексная модель противодействия буллингу: от замысла до внедрения»
Семинар проводился во исполнение Решения Комитета по социальным вопросам Думы Города Томска от 29.06.2021 г. № 26 «О предложениях по противодействию и профилактике буллинга (травли) среди детей и подростков на территории муниципального образования Города Томск» и распоряжения департамента образования администрации Города Томска от 30.12.2021 г. № 1424-р «О мерах по противодействию буллингу в муниципальных общеобразовательных учреждениях».
На семинаре присутствовали зам. директора по ВР, педагоги-психологи, социальные педагоги школ г. Томска. Тимофеева А.И., методист по детской и подростковой психологии МАУ ИМЦ г. Томска, рассказала об актуальности проблемы буллинга, привела статистические данные и познакомила с нормативными документами, посвященными данной проблеме. Пучкина Ю.А., к.и..н., доцент кафедры социальной работы ТГУ, директор АНО «Ресурсный центр «Согласие», рассказала присутствующим о причинах буллинга, его отличиях от конфликта, об алгоритме действий педагогических работников в случае буллинга в школе, а также рассказала о реализации социального проекта, посвященного решению проблем школьной травли «Школа – территория мира».
Запись семинара и презентации доступны по ссылке: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=4047/
19 января 2022 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялось заседание № 3 Школы передового опыта «Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
22 декабря 2021 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялась тематическая консультация «Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность педагога-психолога»
Тимофеева А.И., методист по детской и подростковой психологии МАУ ИМЦ г. Томска, ознакомила присутствующих с результатами мониторинга эффективности деятельности школьных служб медиации (примирения) и результатами анкетирования обучающихся по проблеме буллинга (школьной травли), инициированными и проведенными аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Томской области.
Акимова Е.Ф., заместитель директора по воспитательно-профилактической работе МБОУ ДО ДДиЮ «Факел», ознакомила педагогов-психологов с «Методическими рекомендациями по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи», разработанными Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО) и с содержанием Межведомственной программы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в Томской области.
Запись тематической консультации доступна по ссылке: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=3994.
- Презентация «Результаты мониторингов Уполномоченного по правам ребенка в Томской области». Тимофеева А.И.
- Презентация «Нормативные документы по профилактике». Акимова Е.Ф.
- Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи.
8 декабря 2021 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялся семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие учителя с учеником как ключевое понятие педагогического управления дисциплиной в классе» в рамках стажировочной площадки «Педагогическое управление дисциплиной в классе»
На втором семинаре-практикуме педагоги-психологи Пискунова И.Ф. (СОШ № 35), Карнаухова Т.А. (СОШ № 44), Казакова Е.С. (Школа «Перспектива»), Мальцева Г.А. (Школа «Эврика-развитие») представили слушателям практикоориентированный материал по использованию приемов и правил эффективного педагогического общения с родителями обучающихся. Психологи продемонстрировали слушателям индикаторы для максимально точного определения мотива плохого поведения ученика, стратегии и техники экстренного реагирования в ситуации нарушения дисциплины, приемы педагогической поддержки и профилактики деструктивного поведения.
Запись семинара-погружения доступна по ссылке: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=3944/
Подведены итоги городской дистанционной олимпиады по психологии
Городская дистанционная олимпиада школьников по психологии состоялась с 23 по 30 ноября 2021 г. В олимпиаде приняли участие 227 обучающихся 3-11 классов из 26 общеобразовательных организаций г. Томска и Томской области. По Положению Олимпиада проводилась в четырех возрастных номинациях, оргкомитет принял решение подводить итоги в каждой параллели.
Благодарим всех участников и их руководителей и поздравляем победителей и призеров!
Итоги городской дистанционной олимпиады Протокол
24 ноября 2021 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ прошла традиционная Психологическая гостиная для педагогов-психологов ООУ и УДО, посвященная празднованию Всероссийского Дня психолога.
Тема Психологической гостиной в этом году – «Психология и теория поколений». Районные методические объединения педагогов-психологов получили задание представить одно из поколений, осветив психологические особенности представителей данного поколения и возможные подходы для работы с ними:
- «Поколение «Бэби-бумеры» — МО педагогов-психологов коррекционных школ;
- «Поколение X (икс)» — МО педагогов-психологов ООУ Ленинского района;
- «Поколение Y (игрек) или миллениалы — МО педагогов-психологов ООУ Октябрьского района;
- «Поколение Z (зет)» — МО педагогов-психологов ООУ Советского района;
- «Поколение А (альфа)» — МО педагогов-психологов ООУ Кировского района.
Педагоги-психологи творчески подошли к выполнению задания, а зрители получили ценную информацию и огромное удовольствие.
В заключение педагоги-психологи МАОУ СОШ № 19 провели с гостями Психологической гостиной интерактивную игру, во время которой каждое МО получило задание нарисовать в прямом эфире предмет, хорошо знакомый представителям освещаемого ими поколения, а остальные зрители отгадывали, что было изображено.
Ссылка на мероприятие: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=3891.
27 октября 2021 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялся семинар-погружение «Психолого-педагогическая технология коррекции нарушений дисциплины в классе» в рамках стажировочной площадки «Педагогическое управление дисциплиной в классе»
На первом семинаре-погружении педагоги-психологи Пискунова И.Ф. (СОШ № 35), Карнаухова Т.А. (СОШ № 44), Казакова Е.С. (Школа «Перспектива»), Мальцева Г.А. (Школа «Эврика-развитие») познакомили присутствующих с методикой управления дисциплиной в классе, описанной в книге С. Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины», и результатами апробации этой технологии в школах, о Школьном плане действий (ШПД), состоящем из 5-ти «шагов» и основными мотивами «плохого» поведения учеников — «Привлечение внимания», «Власть», «Месть», «Избегание неудач».
Запись семинар-погружения доступна по ссылке: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=3764/
Книга С. Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины»
6 октября 2021 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялось заседание № 1 Школы передового опыта «Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
На заседании Школы передового опыта присутствовали педагоги-психологи и учителя-логопеды дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных учреждений. Тимофеева А.И., методист по детской и подростковой психологии МАУ ИМЦ, рассказала о том, что такое нейропсихологический подход, о его преимуществах по сравнению с другими методами диагностики и коррекции отклоняющегося развития детей, о том, как и в какие сроки происходит формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Протопопов Р.В., нейропсихолог центра «Ступени» г. Томска, познакомил слушателей с нейропсихологическими синдромами отклоняющегося развития, рассказал о том, как они проявляются у детей дошкольного и младшего школьного возраста и том, какие проблемы могут быть у детей, у которых выявлены эти синдромы.
Запись заседания ШПО доступна по ссылке: https://video.imc.tomsk.ru/playback/presentation/2.0/playback.html?meetingId=1d35b26b8c0129ae5ee1503ac0a4764052689f93-1633500831794.
29 сентября 2021 г. на платформе moodle.imc.tomsk.ru состоялся городской семинар «Современные аспекты психологического консультирования в образовательной организации» (из опыта работы МО педагогов-психологов ООУ Октябрьского района г. Томска)
В ходе семинара слушатели актуализировали свои знания об основных этапах консультирования, познакомились с опытом консультирования участников образовательных отношений в разных образовательных учреждениях. Лейцина О.М., педагог-психолог МАОУ гимназии № 24, поделилась опытом использования «Карты консультирования» при проведении консультаций. Баянова Т.А., педагог-психолог МАОУ гимназии № 13, рассказала об особенностях консультирования родителей и подростков по итогам социально-психологического тестирования (СПТ).
Запись семинара-практикума доступна по ссылке: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/page/view.php?id=3686.
Методические материалы к семинару-практикуму можно скачать здесь:
- Карта консультации.
- Психологическая настольная игра для подростков «Теплая компания».
- Игровое поле (приложение к психологической настольной игре для подростков «Теплая компания».
- Баянова Т.А. «Психологическая характеристика обучающегося «группы риска».
16 сентября 2021 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялось совещания по вопросам организации профилактической работы с детьми «группы риска», создания и развития школьных служб медиации (примирения)
На совещании присутствовали заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, кураторы школьных служб медиации (примирения). Тимофеева А.И., методист по детской и подростковой психологии МАУ ИМЦ, познакомила присутствующих с результатами мониторинга служб медиации (примирения), проведенного в апреле 2021 г., рассказала о предстоящем мониторинге эффективности деятельности школьных служб медиации (примирения), организованном аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Томской области, а также сделала анонс методических мероприятий, запланированных МАУ ИМЦ в 2021-2022 уч. году, посвященных вопросам организации профилактической работы с детьми «группы риска», развития школьных служб медиации (примирения). Пучкина Ю.А., директор АНО «Ресурсный центр «Согласие», познакомила присутствующих с проектом «Restart», рассказала о мероприятиях, которые пройдут в рамках проекта, а также о совместной с МАУ ИМЦ деятельности в рамках ПТГ «Профилактика буллинга в школе».
Запись совещания доступна по ссылке: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=3613/