2 ноября 2022г. на базе МАДОУ №69 г. Томска состоялся практико-ориентированный семинар по теме «Педагогические взгляды святителя Макария (Невского) в духовно-нравственном воспитании и их отражение в современном образовательном процессе»
В начале семинара был представлен установочный доклад об основных направлениях деятельности святителя Макария (Невского) в области образования и воспитания. Рассмотрены три «центра силы», определяющие педагогический процесс: 1) Бог, действующий как непосредственно, так и посредством Церкви, понятой, разумеется, в адекватном – богочеловеческом – ключе (Кол 1:24, Еф 1:23); 2) педагоги в лице, прежде всего, родителей и детского сада; 3) личное самоопределение воспитанника.
Участники семинара познакомились с формами работы педагогов по духовно-нравственному развитию воспитанников, в результате которых родители доверяют детскому саду и соглашаются с методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в детском саду через:
- систему воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, на которую влияют наследственность;
- знакомство с народными сказками, в которых заложен глубокий смысл ценностей и традиций семьи, уважения к старшим;
- музейную педагогику, связанную с культурой и бытом русского народа;
- мультипликацию, посредством которой ребенок понимает на начальном этапе значение слов «доброта», «Родина», «семья».
Участники приняли участие в мозговом штурме «Как уберечь ребенка от негативного влияния современного мира», где педагогам было предложено побывать в роли родителей и проанализировать негативные влияния современного мира на нравственное воспитание ребенка и викторине «По страницам сказок», где педагоги должны были по короткому отрывку из художественного или мультипликационного фильма определить название сказки и вспомнить, о чем повествует сказка, какая основная мысль представлена в ней.
Итогом семинара стало решение участников, что общая задача государства, дошкольной образовательной организации, церкви — воспитать нравственно чистых, культурных людей, патриотов своего Отечества. Общество должно понять, что нравственность – это основа выживания коллектива, семьи, личности, общества, государства и всей человеческой цивилизации, потому что сила нации – в силе духа!
9 ноября в МАДОУ № 83 прошёл областной семинар «Сохранение «чистоты сердца» — духовно – нравственное воспитание, приобщение дошкольников и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям» в рамках XV Макариевских образовательных чтений регионального этапа XXXI международных рождественских образовательных чтений « Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».
Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта. Обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Именно в этот период жизни тот педагог, который научился «возбуждать в детях решимость убегать всякого соблазна и нудить себя ко всякому добру, тот узнал тайну воспитания детей» (Святитель Макарий (Невский)). Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится «на» и «через» приобщение к культурному наследию своего народа, где важным средством воспитания выступают традиции, отображающие нравственные устои, закрепляющие чувства верности семье, своей Родине
Педагогами был представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста посредством ознакомления с народным календарём, использование которого позволяет обогатить не только словарь детей, знания детей об окружающей природе, сезонных явлениях, но и духовный мир ребенка-дошкольника, учит любить и уважать традиции своего народа.
В рамках мастер – классов «Фольклор как универсальное средство воспитания детей дошкольного возраста в рамках музыкальной деятельности» и «Подвижные игры: традиции и современность» гости семинара приобщились к музыкальным и подвижным народным играм и стали их активными участниками.
Организация культурно – исторических проектов в образовательной организации способствует приобщению дошкольников к культурному наследию. Воспитание милосердия, экологическое воспитание, формирование гражданина – это лишь немногие из тех задач, которые достигаются педагогами чажемтовского детского сада в процессе реализации данной проектной деятельности.
О формах взаимодействия с родителями педагоги рассказали на семинаре. Святитель Макарий отдавал важную роль семейному воспитанию: «…помните родители, что школа не исправит ваших детей, если вы испортите их дома…» Семейные традиции, совместные мероприятия, праздники, творческая деятельность – всё это является предпосылками для накопления детьми духовного и нравственного опыта.
9 ноября в МАДОУ № 77 прошел практико-ориентированный семинар «Формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей через приобщение к родной истории и культуре» в рамках XV Макариевских образовательных чтений регионального этапа XXXI международных рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»
Со вступительным словом выступила старший воспитатель МАДОУ № 77 Складанюк Ирина Сергеевна, рассказав о деятельности святителя Макария (Невского) в годы революции (1905-1907) в Томске, о нем как об охранителе традиций, выступавшего с предостережением против ломки русских государственных устоев и «обычаев доброй русской старины».
В ходе семинара педагогами были представлены материалы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, как одного из приоритетных направлений образования и воспитания подрастающего поколения на современном этапе.
Целью семинара было показать различные виды работы, с помощью которых дети дошкольного возраста приобщаются к родной истории и культуре, к народным традициям и обычаям в условиях детского сада.
Участники семинара:
- Узнали, как педагоги МАДОУ № 77 знакомят воспитанников со святыми земли русской, на примере жития Сергия Радонежского.
- Узнали, как знакомят с защитниками Отечества, на примере подвигов Александра Невского.
- Посмотрели пляску богатырскую и театрализованную постановку «Волшебный платок» (Покров Богородицы).
- Познакомились с библиотечным фондом по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ и смогли окунуться в атмосферу русской избы и быта.
По итогам мероприятия в ходе обмена мнениями собравшиеся единодушно пришли к выводу, что такая работа необходима и начинать ее правильнее, именно с дошкольного детства, когда ребенок наиболее восприимчив и открыт ко всему доброму и светлому.
10 ноября 2022 в МАДОУ №69 прошел практико-ориентированный семинар «Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнерами» в рамках XV Макариевских образовательных чтений регионального этапа XXXI международных рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»
Со вступительным словом выступил Максим Темняков, иерей Свято-Троицкой Церкви, рассказав о просветительской деятельности Святителя Макария (Невского) в Томске, о его работе по открытию школ и духовных учебных заведений. Отметив, что главной задачей Святителя Макария (Невского) было обращение человека любого сословия к раскрытию красоты духовной жизни.
На семинаре были освещены темы про духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста, которое является приоритетной задачей воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Одним из вопросов обсуждения было мнение, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Так, например, средства массовой коммуникации и информации ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности.
Участники семинара:
- Узнали от педагогов МАДОУ № 69 по каким «педагогическим тропинкам» правильно пройти, чтобы включить родителей в совместную работу с детьми по духовно-нравственному направлению.
- Узнали о формах взаимодействия МАДОУ № 69 с музеями и учреждениями культуры г. Томска.
- Познакомились с методическими материалами и пособиями по воспитанию у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, воспитателям, старшему поколению, сверстникам, другим людям.
- Поучаствовали в мастер-классе. Изготовили куклу «Десятиручка».
По итогам семинара педагоги пришли к единому мнению, о том, что в дошкольных образовательных организациях нужно проводить «Уроки Доброты».