С 1 по 11 ноября в рамках Макариевских образовательных чтений прошел онлайн-квест для педагогов Томской области «По стопам Святителя Макария».
Цель квеста — знакомство педагогов с биографией и личностью святителя Макария (Невского), популяризация духовного наследия святителя Макария (Невского) и его педагогических идей. Апостол Алтая, святитель Макарий (Невский) сотворил множество добрых дел и прославился в Томской земле как выдающийся миссионер, педагог, управленец и добрый пастырь.
В квесте приняли участие 45 педагогов Томска и Томской области.
Квест состоял из пяти разделов:
- «Блиц-опрос». Педагоги отвечали на краткие тестовые вопросы по биографии святителя Макария (Невского).
- «Святитель Макарий (Невский) и Томск». Задания в разделе были нацелены на расширение кругозора педагогов в области краеведения, так как он состоял из вопросов, посвященных жизни и деятельности святителя Макария (Невского) в Томске.
- «Святитель Макарий (Невский) — педагог». В этом разделе педагогам предлагалось изучить педагогическое наследие святителя Макария (Невского).
- «Письмо современника». Участникам квеста было необходимо написать заметку о святителе Макарии (Невском) от имени журналиста губернской газеты. В заметке необходимо было подытожить вклад святителя Макария (Невского) в развитие города и губернии.
- «Икона Святителя». В последнем разделе педагоги должны были подписать детали облачения святителя Макария (Невского) на иконе.
Квест был организован учителями МАОУ СОШ № 35 г. Томска.
В рамках ежегодных XV Макариевских образовательных чтений – регионального этапа ХХХI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в сменной общеобразовательной школе № 70 г. Томска, функционирующей на территории ФКУ ИК-4, прошла секция «Особенности духовного воспитания и образования в школе для взрослых в современных условиях»
Конференцию открыл директор школы Игорь Андреевич Никонов, выступивший с докладом «Особенности управления образовательным процессом в школе для взрослых в современных условиях», который задал общий тематический вектор всем остальным выступлениям. Он отметил важность работы по духовному воспитанию в школе при пенитенциарном заведении.
Заместитель директора по воспитательной работе Вячеслав Викторович Щеголихин рассказал о создании условий для ресоциализации взрослых-обучающихся в условиях пенитенциарной системы.
Особый интерес вызвали доклады Павла Дмитриевича Курушина о способах профилактики радикализма в особой школе для взрослых в современных условиях и Олега Александровича Тарасова о духовно-нравственном воспитании на уроках истории.
Бурное обсуждение вызвал доклад Евгения Владимировича Грищенко о гуманизме Л.Н. Толстого. Речь в нём шла о духовных постулатах великого русского писателя, которые выражены в различных его высказываниях.
Подвёл итоги конференции приглашённый насельник Богородице-Алексиевского монастыря иеромонах Амвросий (Кузнецов).
За круглым столом была также отмечена необходимость продолжения сотрудничества школы с Русской православной церковью в формате этой конференции, а также и других мероприятий.
2 – 3 ноября в МАОУ СОШ № 2 в рамках Макариевских Чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» прошел обучающий авторский семинар Марины Ильиничны Картавой (педагог-просветитель, методист по работе с учащимися в направлении духовно-нравственного воспитания, филолог, руководитель просветительской программы «Достучаться до сердец», активист движения «За жизнь». Г. Березовский Кузбасса)
В начале семинара было благословение на благие труды протоиерея Игоря Смородина, штатного священника Знаменского храма, который является нашим бессменным соработником).
Целью семинара было представить опыт просветительской работы с учащимися 13-17 лет (подростки) по духовно-нравственному воспитанию, предложить методику проведения классных часов по ценностным темам, освоить на практике формы работы с подростками с опорой на диалог, кинообраз, интерактивную коммуникацию.
В первый день состоялось знакомство с методологическими основами программы, была представлена презентация ключевого цикла программы «Подросток: территория души», проведен мастер-класс с учащимися 9-10 классов по теме «Жить по совести».
Второй день прошел в более плотном знакомстве с методологическими основами программы: как наполнить определенную тему видеообразом, составить диалог, с содержанием тем «Заповедь о почитании родителей» и «Все позволительно, но не все полезно…».
Участники семинара приняли участие в мастер-классе «От темы к наполнению».
3 ноября в МАОУ СОШ № 35 в рамках Макариевских образовательных чтений прошел семинар для педагогов города Томска «Реализация воспитательного компонента в рамках школьного урока»
Семинар начался с пленарной части, в рамках которой были представлены доклады, посвященные взглядам святителя Макария Невского в вопросе воспитания, актуальности темы воспитания в современной школе и способам выстраивания доверительных отношений со школьниками с целью реализации воспитательного компонента урока.
«Гневом ласковыми не сделаешь и нелюбовью любовь не привлечешь», – говорил святитель, поэтому особое внимание в пленарной части было уделено способам выстраивания доверительных отношений со школьниками. Эти способы были озвучены педагогом-психологом Пискуновой И.Ф. и учителем начальных классов В.М. Заботиной.
После пленарной части педагоги приняли участие в работе секций, на которых смогли ознакомиться с методиками, технологиями и приемами, способствующими повышению эффективности воспитательной работы в рамках урока.
Работало три секции: учителей начальных классов, учителей предметов гуманитарного цикла, а также учителей естественнонаучного и физико-математического цикла.
В рамках секции учителей начальной школы была представлена система работы по формированию личности обучающегося через духовно-нравственное развитие и воспитание посредством образовательных технологий. Задачей спикеров стало раскрытие эффективности применения технологий в вопросах воспитания и демонстрация возможностей использования этих технологий. Среди представленного опыта были показаны возможности использования игровых технологий, технологии сотрудничества, визуализации, проблемного обучения и критического мышления. Представленные методики и мастер-классы по их реализации в рамках урока показали слушателям, что даже урок математики может воспитывать ученика, позволяет создать ситуацию, когда ученику нужно будет сделать нравственный выбор, задуматься над решением проблемы. И все это – благодаря грамотному использованию педагогических методик.
На секции предметов гуманитарного цикла особое внимание было уделено развитию коммуникации. Ведь именно грамотное выстраивание диалога, доверительных отношений, создание комфортного психологического климата на уроке позволяет вовлечь ученика в разговор, обсудить проблемные вопросы. Также были представлены технологии по развитию гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания на уроках истории, обществознания, основ финансовой грамотности. В особенности, слушателей заинтересовало выступление коллег, которые представили опыт реализации воспитательного компонента в рамках урока финансовой грамотности. Оказалось, что даже простая задача по составлению семейного бюджета может содержать в себе нравственное зерно, если поставить ученика в ситуацию нравственного выбора, когда он вынужден не только закупить продукты, но и приобрести лекарства неожиданно заболевшему родственнику на ограниченное количество средств. Был проведен мастер-класс по организации читательской конференции на уроке литературы, в рамках которой было предложено обсуждение рассказов Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками».
Также в рамках семинара вела свою работу секция учителей естественно-научного и физико-математического циклов. Учителя биологии, географии, химии, физики показали, как на своих уроках можно воспитывать патриотизм, любовь к природе, уважение к научному познанию и другие ценности. Составление письма от имени жителей океана, оказавшихся заложниками загрязнения окружающей среды, особенно тронуло слушателей. Такие приемы, как флешмоб, творческие задания, проблемный урок и иные методические приемы также вызвали большой интерес аудитории.
Каждая секция показала, что важно не только развивать предметные результаты обучающихся, но и заниматься формированием основ – ценностей, которые являются фундаментом воспитания личности ученика. Ведь, как говорил святитель Макарий, воспитание есть основа образования.
11 ноября на базе дискуссионной площадки «Точка кипения» состоялось заседание объединенной школьной секции МБОУ СОШ №№ 68, 70 по теме «Вызовы современного образования и нравственная роль учителя в современном мире» в рамках XV Макариевских образовательных чтений регионального этапа XXXI международных рождественских образовательных чтений « Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».
Со вступительным словом выступил настоятель Свято-Троицкой церкви протоиерей Святослав Зулин.
Мероприятие прошло в формате круглого стола, где участники поговорили о личности и делах святителя Макария (Невского), о его роли в современном мире, духовно-нравственном компоненте образования, о роли церкви в исторической ретроспективе с учетом сегодняшних реалий. Проанализировали вопросы воспитания и подачи содержательных материалов на современных уроках, а также были затронуты общие дискуссионные вопросы веры, самоопределения и духовного пути с учетом педагогической направленности.
Коллективы школ получили новый импульс в своей деятельности, четче обозначили нравственные приоритеты и те препятствия, которые современный западный мир стремится создать русскому миру, познакомились с личностью святителя Макария (Невского), получили «новую пищу» для размышления и духовного роста.