Семинар «Методы обучения и воспитания детей с ТНМР в условиях общеобразовательной школы», из опыта работы МАОУ Заозерная СОШ №16. Для просмотра материалов семинара необходимо пройти по ссылке http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/book/view.php?id=2206
21 мая 2020 г. на платформе moodle.imc.tomsk.ru состоялся вебинар «Создание и развитие школьных служб медиации (примирения)»
Вебинар проводился для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, руководителей школьных служб медиации (примирения). Методист МАУ ИМЦ Тимофеева А.И. прокомментировала содержание распоряжения департамента образования администрации Города Томска от 06.05.2020 г. № 313-р «Об организации служб медиации в образовательных учреждениях г. Томска», а Пучкина Ю.А., региональный представитель Всероссийской Ассоциации восстановительной медиации, познакомила участников вебинара с нормативно- правовыми документами, регулирующими деятельность школьных служб медиации (примирения), принципами восстановительного подхода и типами восстановительных
программ. Запись вебинара и презентации будут доступны по ссылке: http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=2282
20 мая 2020 г. на платформе moodle.imc.tomsk.ru состоялось заключительное заседание Школы начинающих педагогов-психологов ООУ и УДО «Методическая копилка начинающего педагога-психолога»
Педагоги-психологи ООУ №№ 2, 30, 33, 40, завершающие свое обучение в Школе начинающих педагогов-психологов, в дистанционном формате поделились со своими молодыми коллегами своими методическими находками. Участники познакомились с современными подходами к проведению коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста, с опытом использования методики «Живой дом» при проведении родительских собраний, узнали, как можно использовать адаптированный вариант игры «Мафия» в работе с педагогами, а также приняли участие в практикуме по диагностике пищевого поведения для поиска и восстановления ресурсов педагогов в современной школе. Пискунова И. Ф., руководитель Школы начинающих педагогов-психологов, провела игру «Открытка пожеланий», в результате каждый «выпускник» Школы получили индивидуальную открытку с пожеланиями от коллег.
22 апреля 2020 г. на платформе Moodle МАУ ИМЦ г. Томска состоялся вебинар «Интерактивные методы в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога»
На вебинаре педагоги-психологи ООУ Кировского района г. Томска (ООУ №№ 4, 33, 35,40, 42, 50, 64) представили свой опыт работы по использованию различных интерактивных методов и технологий. Для просмотра видеозаписи вебинара необходимо пройти по ссылке http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=2203 и
нажать на слово «Презентация».
Для того, чтобы скачать презентации, необходимо пройти по ссылке http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/folder/view.php?id=2229&forceview=1 .
Презентации:
- «Интерактивные методы в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога».
- «Развитие произвольного внимания посредством стратегии группового взаимодействия «Зигзаг».
- «Методика «Пазл» как метод организации групповой деятельности в профориентационной работе».
- «Развитие коммуникативной сферы с помощью Сингапурских методик».
- «Ролевая игра как диагностический компонент при проведении групповых занятий».
- Интерактивная игра «Где логика?».
20 апреля 2020 г. стартовал Педагогический интенсив для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов ООУ и ДОУ «Аутизм. Мы вместе»
В течение апреля педагоги образовательных организаций г. Томска, специалисты, имеющие практический опыт работы с детьми с РАС, будут делиться своими знаниями, опытом, информацией об аутизме, технологиях, методах и приемах работы с детьми с РАС в рамках педагогического интенсива «Аутизм. Мы вместе» на платформе moodle.imc.tomsk в разделе «Методическая копилка». На этой неделе вашему вниманию представлены материалы из опыта работы ДОО №№ 15, 30 г. Томска. Для ознакомления с материалами необходимо пройти по ссылке http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/book/edit.php?cmid=2205
19 февраля 2020 г. на базе МАОУ гимназии №13 состоялся семинар-практикум «Анализ результатов социально-психологического тестирования».
Педагог-психолог МАОУ гимназии № 13 Баянова Т.А. поделилась с педагогами-психологами ООУ г. Томска своим опытом организации и проведения социально-психологического тестирования обучающихся 7-11 классов, анализа полученных результатов, планирования профилактической работы с детьми «группы риска».
Практические материалы семинара:
План работы с детьми «группы риска» по результатам социально-психологического тестирования в (ОУ) на 2019-2020 учебный год (Примерный шаблон)
Приказ по социально-психологическому тестированию (Примерный шаблон)
Аналитическая справка по результатам социально-психологического тестирования обучающихся 7-11 классов (Примерный шаблон)
Информированное согласие обучающегося, достигшего возраста 15 лет (Хранится в общеобразовательном учреждении)
Границы нормы
29 января 2020 г. на базе МАОУ СОШ № 28 состоялся семинар «Роль педагога-психолога в обеспечении информационной безопасности школьников в сети Интернет»
Семинар подготовлен и проведен по материалам курсов повышения квалификации Российской академии образования «Психологическая профилактика суицидального поведения детей и подростков с использованием интернет–ресурсов». На семинаре обсуждались психологические особенности современных детей и подростков в условиях цифровой социализации, проблемы компьютерной и игровой зависимости, нормативные документы, регулирующие вопросы обеспечения информационной безопасности детей и подростков. 28 педагогов-психологов ознакомились с существующими рисками и угрозами современной интернет-среды, способами их профилактики и ресурсами для профилактической работы. Представители правоохранительных органов, присутствующие на семинаре, также обсудили с психологами вопросы организации профилактической работы со школьниками, подпадающими под влияние идеологий деструктивной направленности.
Материалы семинара:
Роль школьного психолога в обеспечении информационной безопасности школьников в сети Интернет. Нормативно-правовая база база. Презентация (по материалам КПК «Психологическая профилактика суицидального поведения детей и подростков с использованием интернет –ресурсов» Российской академии образования
Риски и угрозы современной интернет-среды и их профилактика среди несовершеннолетних. Презентация (по материалам Галины Солдатовой , д. п. н., профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Цифровая социализация детей и подростков в современном обществе)
22 января 2020 г. на базе МАОУ лицея № 7 состоялся практико-ориентированный семинар «Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с требованиями ФГОС».
Акулова О.С., зам. директора по УР, руководитель психологической службы лицея, провела для участников семинара интерактивную сессию «Коррекционно-развивающее занятие в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ», с помощью приема «ПАЗЛ» познакомила присутствующих со структурой адаптированной образовательной программы, а педагоги-психологи Дубова М.В. и Дробинина Л.В. представили мастер-классы «Архипелаг знаний» (по проведению коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с ОВЗ 6-7 классов) и «Кладовая знаний и умений» (по проведению коррекционно-развивающего занятия для обучающихся начальных классов). Участники семинара получили возможность познакомиться с документацией по работе с детьми с ОВЗ, методическими материалами и практическими разработками педагогов МАОУ лицея № 7.
Материалы семинара: Практические материалы для проведения коррекционных занятий
14 декабря 2019 г. на базе МАОУ СОШ № 11 им. В. И. Смирнова прошел профориентационный квест для детей с ОВЗ «Путешествие в Город профессий».
В квесте приняли участие команды обучающихся 7-8 классов из пяти школ (ООУ №№ 11, 14, 29, 30, 54). Ребята с удовольствием преодолевали препятствия, выполняли различные задания, углубляя свои знания о мире профессий и примеряя на себя различные специальности. Итоговым заданием стало составление профессиограммы профессии, название которой ребята составили сами из «заработанных» на станциях букв.
Команды всех школ работали дружно, с удовольствием, помогая друг другу. По словам ребят, им было очень интересно испытать себя и добиться успеха, справившись с разнообразными сложными заданиями.
Победителем профоринтационного квеста стала команда МАОУ СОШ № 54 (руководитель Марцева И.Г.), 2 место заняла команда МАОУ СОШ № 11 (руководитель Реснянская Н.О.), 3 место досталось команде МАОУ СОШ № 14 (руководитель Герасименко М.Л.). Участники получили свидетельства о том, что они успешно справились с заданиями профориентационного квеста и сладкие призы. Все остались довольны!
11 декабря 2019 г. на базе МАОУ СОШ № 35 в рамках Школы для начинающих педагогов-психологов ОУ и УДО состоялся семинар-практикум «Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе».
Руководитель Школы Пискунова И.Ф., педагог-психолог МАОУ СОШ № 35, рассказала о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ в образовательном процессе, выделила основные направления работы, акцентировала внимание на необходимости создания специальных организационных и педагогических условий для детей с ОВЗ. Шмыга Е.Н., педагог-психолог МАОУ СОШ № 54, представила опыт совместной работы с педагогами по разработке учебных заданий для детей с ОВЗ.
Во второй части семинара-практикума молодым педагогам-психологам предстояло пройти «Новогодний квест», в ходе которого они выполняли различные задания: на развитие моторно-зрительной координации, развитие зрительного восприятия, формирование произвольного внимания, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, действовать по инструкции, формирование навыка самоконтроля, развитие логического мышления и др. На каждом этапе квеста участникам предлагались задания с коррекционной направленностью, которые можно предлагать педагогам для использования на уроках в работе с детьми с ОВЗ.
27 ноября 2019 г. в МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» традиционно прошла Психологическая гостиная «Молодость и опыт. Давайте познакомимся», посвященная празднованию Всероссийского Дня психолога.
Психологическая гостиная в этом году проходила уже в десятый раз. Первая часть гостиной прошла в виде методической вертушки. Педагоги-психологи, имеющие большой практический опыт работы, провели для всех присутствующих мастер-классы и практикумы, на которых представили современные эффективные технологии работы с детьми и взрослыми. Переходя от станции к станции «Методической вертушки», педагоги-психологи познакомились с возможностями «Мобильного кабинета» в реализации основных направлений деятельности педагога-психолога (модераторы Карнаухова Т.А., Загирная А.В.), потренировали память в игре «Комната» (ведущая Баянова Т.А.), приняли участие в психологической игре «Стоп-кадр» (модераторы Дегтерева Н.И., Михайлова О.С.), водили хороводы и осваивали веревочные технологии в рамках мастер-класса «Встаньте в круг» (модераторы Шарыпова Е.В., Шмыга Е.Н., Иванова А.В.).
Во второй части Психологической гостиной молодые педагоги-психологи каждого методического объединения представили свои творческие презентации, которые позволили нам познакомиться с молодыми коллегами.
Психологическая гостиная прошла в дружеской и непринужденной обстановке, психологи не только получили возможность обменяться профессиональными секретами, методическими наработками, «изюминками», но и познакомиться с новыми коллегами, пообщаться и просто отдохнуть.
20 ноября 2019 г. в МАОУ СОШ № 44 г. Томска состоялся семинар-практикум «Особенности консультирования семьи особого ребенка в условиях инклюзивного образования» в рамках деятельности муниципальной стажировочной площадки по транслированию значимого педагогического и управленческого опыта по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (распоряжение ДО от 20.08.2019 № 679-р «О присвоении статуса муниципальной стажировочной площадки ООУ в 2019-2020гг.»).
Семинар-практикум начался с дискуссии, в ходе которой участники обсудили причины, определяющие трудности взаимодействия в системе «педагог — родитель» и наметили возможные пути решения проблем.
Педагоги-психологи МАОУ СОШ № 44 Загирная А. В. и Карнаухова Т. А. представили присутствующим принципы консультирования родителей особенного ребенка, выделили основные направления деятельности педагога для формирования позиции сотрудничества с родителями.
Участники семинара в интерактивном режиме познакомились с психодинамической моделью поведения родителей в процессе воспитания ребенка с нарушениями развития, изучили коррекционные тактики работы с родителями на различных фазах их эмоционального состояния. В ходе практикума педагоги отработали приемы конструктивного взаимодействия с семьей: навыки организации и ведения беседы с родителями, умение объективно описывать поведение ребенка, корректно сообщать негативную информацию о ребенке, используя принцип чередования положительного и отрицательного (прием «сэндвич»), а также умение использовать речевые шаблоны, нацеливающие родителей на сотрудничество с педагогом. Важной составляющей семинара явилась отработка навыков активного слушания. Участники семинара изучили особенности искажения информации вследствие работы фильтров слушания, таких как — установки, жизненный опыт, отвлечение в процессе слушания, уровень эмоциональной включенности в ситуацию. Педагоги попрактиковались в умении задавать закрытые и открытые вопросы, использовать различные техники активного слушания (отражение, перефразирование, резюмирование).
Материалы семинара: «Особенности консультирования семьи особого ребенка в условиях инклюзивного образования»
Семинар-практикум «Реализация Модели психологически безопасной и комфортной образовательной среды в условиях современной школы»
23 октября 2019 г. на базе МАОУ СОШ № 44 проведен семинар-практикум в рамках реализации Плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования Томской области на период до 2025 года (распоряжение ДОО ТО от 26.04.2019 № 367-р).
В МАОУ СОШ № 44 создана и успешно реализуется Модель психологически безопасной и комфортной образовательной среды, которая состоит из трех основных направлений:
- «Профессионально умелый педагог»;
- «Психологически здоровый родитель»;
- «Компетентный родитель».
На семинаре директор школы Расторгуева А. Г. и педагоги-психологи Карнаухова Т. А. (Муниципальный внештатный психолог), Загирная А. В. и Миханько И. Н. не только представили все три направления Модели, но и поделились различными методическими находками, современными технологиями, интересными приемами работы со всеми участниками образовательного процесса.
Материалы семинара :
Презентация Диагностические методики изучения детского коллектива Рекомендации по сплочению детского коллектива Этапы формирования коллектива класса
Семинар-практикум «Современный формат профориентации: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников»
16 октября 2019 г. на базе МАОУ «Планирование карьеры» прошёл семинар -практикум. Трофимова А.А., зав. лабораторией планирования карьеры, рассказала, чем отличается современное психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников от традиционной профориентационной работы, о содержании и технологии проведения мониторинга профессионального самоопределения школьников, разработанного МАОУ «Планирование карьеры» в качестве оператора по организации профориентационной работы.
Участники семинара, пройдя по трем станциям методической вертушки (модераторы – Петрова Н.В., Драница О.А., Диль С.В.), познакомились с дистанционными ресурсами «Мое образование», «Поступи онлайн», Лучшие калькуляторы ЕГЭ» и др., а также с современными методиками выявления статуса профессиональной идентичности школьников, которые применяются при проведении мониторинга.
Презентация к семинару «Современный формат профориентации: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников»
Семинар «Межведомственное взаимодействие – ресурс профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
16 октября 2019 г. на базе МАОУ СОШ № 58 г. Томска прошел семинар. Педагогический коллектив МАОУ СОШ №58 познакомил присутствующих с системой работы школы по вопросам профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, особенный акцент сделан на межведомственное взаимодействие с внешними партнерами, в частности, со специалистами ОГКУ Центром занятости г. Томска и Томской области. Во второй части семинара участникам семинара представилась возможность посетить один из мастер-классов, подготовленных педагогами МАОУ СОШ № 58.