17 апреля 2024 г. в «Точке кипения» состоялся IХ Межрегионального семинар «Технологии профилактической и коррекционной работы с подростками, находящимися в конфликте». В ходе семинара поднимались вопросы построения профилактической работы с детьми в конфликте с окружением, с законом и в конфликте с самими собой. Программа IX Межрегионального семинара 2024 В пленарной части стратегические проблемы заботы о детях в конфликте в Томской области обсуждали: В ходе семинара участники погрузились в: Материалы: «Проблемы развития жизнестойкости подростков»,(Презентация) Дегтерева Наталья Ивановна, педагог-психолог МАОУ СОШ№42 г. Томска «Технологии работы по формированию жизнестойкости у обучающихся», (Презентация), Пимахова Александра Владимировна, методист МАУ ИМЦ Психологический тренинг для младших школьников «Волшебное ожерелье» Методические рекомендации Особенности формирования жизнестойкости в трудных жизненных и стрессовых ситуациях у несовершеннолетних Методические рекомендации для классного руководителя Формирование жизнестойкости у школьников Методические рекомендации по внедрению в практику современных разработок в сфере воспитания Рабочая тетрадь для подростка Расправь крылья Памятка для подростков. Ключ к себе, повышаем самооценку
Видеоматериалы Межрегионального семинара
14 марта 2024 г. на сайте Moodle ИМЦ состоялась тематическая консультация для заместителей руководителей по ВР, педагогов-психологов, социальных педагогов общеобразовательных организаций города Томска «Разработка и реализация ИПР с несовершеннолетними обучающимися общеобразовательных организаций»
В ходе консультации были представлены: Материалы: Презентация Акимова Е.Ф. «Об организации ИПР с обучающимися»;
Презентация Бовкун Т.Н. «Об итогах мониторинга»;
Методические рекомендации «По организации ИПР с несовершеннолетними, состоящими на учете в КДН и ЗП»
Прошло награждение участников Флешмоба «В ритме здорового дыхания!», направленного на пропаганду здорового образа жизни Поздравляем победителей: Во Флешмобе приняли участие 9 команд (296 обучающихся 8-11 классов) из 9 общеобразовательных организаций г. Томска: МАОУ СОШ № 5 им. А.К. Ерохина, МАОУ гимназия № 13, МАОУ Заозерная СОШ № 16, МАОУ СОШ им. Г. Н. Ворошилова № 27, МАОУ СОШ № 30, МАОУ СОШ № 35, МАОУ СОШ № 36, МАОУ СОШ № 46, МАОУ Академический лицей им Г.А. Псахье.
21 февраля на базе МАОУ лицей № 8 состоялось очередное заседание проблемно-творческой группы «Формирование жизнестойкости и нравственных ценностей у обучающихся» Цыгикало К.А., педагог-психолог МАОУ СОШ № 23 рассказала приоритетных направлениях в формировании жизнестойкости обучающихся, совместно с коллегами обсудили различные формы проведения мероприятий. Обсудили возможности работы с педагогами по этому направлению- формы педагогических советов, информирования и взаимодействия. Материалы: Презентация «Формирование жизнестойкости у школьников на средней ступени обучения. Формы и методы» Цыгикало К.А. Доклад «Формирование жизнестойкости у школьников на средней ступени обучения»
Указ президента Российской Федерации «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. .№ 390-ФЗ безопасности“ и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ ”О стратегическом планировании в Российской Федерации
Распоряжение Департамента образования Томской области от 18.04.2024 № 351-р «Об организации и проведении региональной площадки «Большая психологическая консультация»
Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 02.02.2024 № 85-р «О мерах по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивную и экстремистскую деятельность, противодействие проникновению в подростковую среду информации,пропагандирующей скулшутинг и насилие и насилие в образовательных организациях, в том числе осуществляемых посредством сети «Интернет»
Методические рекомендации «По организации ИПР с несовершеннолетними, состоящими на учете в КДН и ЗП»
Распоряжение департамента образования администрации г. Томска от 22.02.2024 № 105-р «Об итогах мониторинга оценки эффективности межведомственного подхода в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями»
Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 02.02.2024 № 47-р «О мерах по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивную и экстремистскую деятельность, противодействие проникновению в подростковую среду информации,пропагандирующей скулшутинг и насилие и насилие в образовательных организациях, в том числе осуществляемых посредством сети «Интернет» (Приложение)
Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 21.09.2023 № 941-р «Об утверждении дорожной карты «Организация работы по профилактике деструктивного поведения детей и подростков на муниципальном уровне» на 2023-2024 учебный год»
Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 11.10.2022 № 962-р «Об утверждении дорожной карты «Организация работы по профилактике деструктивного поведения детей и подростков на муниципальном уровне» на 2022-2023 учебный год»
Методические рекомендации родителям по профилактике вовлечения несовершеннолетних в противоправные действия
Методические рекомендации обучающимся по профилактике вовлечения несовершеннолетних в противоправные действия
При составлении плана ИПР можно использовать следующие рекомендации федерального уровня:
Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 N АК-923/07);
Методические рекомендации по организации и проведению тематических смен с участием обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Методические рекомендации для образовательных организаций по определению условий организации индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением;
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений;
Методические рекомендации «Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях: психолого-педагогический скрининг и формирование благоприятного социально-психологического климата» (Письмо Минпросвещения России от 28 июля 2023 г. N 07-4251);
С примерами работы образовательных организаций с подростками, состоящими на профилактическом учете, можно ознакомиться в банке лучших моделей и практик воспитательной и профилактической работы Аналитического центра ФИОКО.
Вопросы по проблемам воспитания и профилактики деструктивного поведения детей и молодежи можно направлять на адрес электронной почты smetanina@fioco.ru #вопросыиответы
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений. ФИОКО, 2022
Методические рекомендации для педагогов по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия
Методические рекомендации для родителей по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений. ФИОКО, Москва, 2022г
Сборник эффективных моделей и практик ВР и работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся. ФИОКО, Москва, 2022
Рекомендации для педагогов по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и массовые мероприятия. Министерство просвещения РФ, Москва, 2022г
Рекомендации для родителей по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и массовые мероприятия. Министерство просвещения РФ, Москва, 2022г
Методические рекомендации «По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи» (ФИОКО, 2021 г.).
Методические рекомендации «Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет» АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», Москва, 2020.
Методические рекомендации «Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения»
Методические рекомендации «Правовые, психологические и образовательные средства противодействия экстремизму и терроризму в условиях глобализации» (Минобрнауки РФ, СГПИ, 2016 г.).
Презентация Пимахова А.В. Примерный алгоритм выявления обучающихся, вовлеченных в деструктивные сообщества в сети Интернет
Сайт А. Коновалова «Школьные службы примирения»
Ресурсный центр «Согласие»
2. Навигатор профилактики девиантного поведения https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour;
3. Цифровая платформа психолого-педагогических программ работы с трудностями в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий https://www.rospsy.ru/learning-difficulties.
4. СБОРНИК типовых сценариев родительских собраний в образовательных организациях, направленных на разъяснение родителям несовершеннолетних необходимости продумывания безопасного маршрута детей в образовательную организацию и домой, разговоров с детьми о правилах безопасного поведения
несовершеннолетних на улице, в подъезде, в лифте, в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми
Сборник составлен во исполнение пункта 16 раздела II Перечня дополнительных мер, направленных на координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению преступных деяний против половой неприкосновенности несовершеннолетних на период 2023-2025 годов, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 7 июля 2023 г. № 2.
Сборник предназначен для педагогических работников (классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов) и рекомендован к применению на базе общеобразовательных организаций.
Сборник включает типовые сценарии родительских собраний для родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 1 – 4 классов, 5 – 9 классов, 10 – 11 классов общеобразовательных организаций, составленных на основе материалов методических рекомендаций по проведению профилактической работы, направленной на предупреждение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, представленных Минздравом России1,2