Музеи ОУ г.Томска

   Современное российское общество нуждается в такой личности, основными качествами которой были бы духовность; стремление делать добро, ответственность за судьбу своей малой Родины и Отечества, забота о природе и экологии, профессиональная компетентность, упорство в достижении цели, гражданственность.
На воспитание именно такой личности направлена идея гуманизации воспитания и образования. Одним из направлений гуманизации воспитания является краеведение. Туристско-краеведческое движение «Отечество», развитие поисковой работы, деятельность школьных музеев, тщательное изучение истории родного города побуждают детей к совместному поиску истины на основе анализа исторического прошлого, укрепляют чувства гражданского патриотизма, сохраняют историческую память народа, увековечивают память защитников Отечества, благотворно влияют на духовное и физическое здоровье учащихся.
На сегодняшний день в городе работают 17 школьных музеев разного профиля: военно-исторические, литературные, краеведческие, художественные (в школах №№ 1, 4, 10, 15, 18, 19, 23, 24, 27, 28, 32, 34, 37, 41, 42, 51, 64) и 7 комнат-музеев (в школах №№ 2, 12, 16, 28, 38, 47, 56).В них сосредоточено около 20 тысяч экспонатов, из них подлинных – около 13 тысяч. Ежегодно музеи принимают около 40 000 посетителей, проводят более 2000 экскурсий, лекций, около 100 встреч с ветеранами, активно ведется поисковая работа, проводятся всероссийские встречи ветеранов. Так, в мае 2001 года прошла встреча ветеранов 19 гвардейской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова 2 степени Руднянско-Хинганской стрелковой дивизии, в 2000 году – встреча ветеранов Белоцерковского военно-пехотного училища. Совет музея 79 гвардейской дивизии побывал на местах боев, в гостях у учащихся московской школы № 816 и на военном параде в Москве в мае 2000 года. Музеи города принимали участие в выставке по военно-патриотической работе Томской области в Государственной Думе РФ, участвовали в Конгрессе исторических городов.
Школьные музеи, являясь структурой дополнительного образования, активно включаются в образовательный и воспитательный процесс школы, постепенно становясь центрами воспитательно-образовательной работы. Музейные фонды используются при подготовке рефератов по истории, сочинений по литературе, при проведении классных часов и уроков мужества. В школьных музеях сложилась интересная система работы по военно-патриотическому воспитанию: проводятся конференции, посвященные основным событиям Великой Отечественной войны. Старшеклассники пишут рефераты по темам, связанным с военной историей, проверку и консультации по которым осуществляют ветераны войны. Накапливаются аудио и видео материалы о ветеранах войны и труда, проходят конкурсы сочинений «Я прорастаю памятью…», в которых ребята рассказывают о том, какой след война оставила в их семье. Проникновенно звучат строки сочинений, наполненные памятью и гордостью за тех, кто остался на полях войны: «…прошло уже 60 лет со Дня Победы над фашистской Германией, но томичи продолжают гордиться теми, кто причастен к Победе, кто до конца выполнил свой долг перед Родиной. И я призываю всех детей никогда не забывать наших прадедов, которые шли в бой, чтобы победить и создать своим детям и внукам счастливую жизнь и счастливое детство» (школа №32).
В музеях собран богатый материал по истории Томска, что позволяет активно развивать краеведческую работу в школах, включаясь в городскую краеведческую программу «Люби и знай свой город и край»
Школьные музеи ведут и своего рода профессиональную подготовку – готовят экскурсоводов. В городе под патронажем краеведческого музея работает «Школа экскурсовода» и уже несколько лет подряд проводится городской конкурс экскурсоводов. Тематика экскурсий разнообразна: «О чем рассказал экспонат», экскурсия как элемент урока, экскурсия по городу. В конкурсе ежегодно принимают участие 60 – 80 экскурсоводов школьных музеев.

Работа музеев, построенная таким образом, активно включает учащихся разного возраста в исследовательскую, поисковую (самостоятельную и коллективную) деятельность, что дает возможность для раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала.

СПИСОК ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ